ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАССТРОЙСТВАМИ АДАПТАЦИИ
Аннотация
Цель работы: определить стратегии совладающего поведения у студенческой молодежи с расстройствами адаптации в гендерном аспекте.
Обследовали 510 студентов мужского и женского пола 1 и 2 курсов одного из университетов возрастом от 17 до 20 лет. Для изучения присущих контингенту копинг-стратегий использовали опросник способов совладания (WCQ). Скрининговую оценку психической деятельности осуществляли с помощью опросника SCL-90-R.
Выраженность психопатологической симптоматики определяли с помощью шкалы SCL-90-R. Для деления студентов на группы применяли кластерный анализ методом «k-срединных», с использованием субшкал SCL-90-R: SOM; INT; DEP; ANX; PHOB. В результате кластерного анализа получили 3 группы студентов: практически здоровые (группа 1) – 273 (53,5%) студента, среди них 130 (47,6%) человек мужского пола и 143 (52,4%) - женского пола; с непатологическими нарушениями адаптации (группа 2) – 155 (30,4%) человек, среди них 60 (38,7%) лиц мужского пола и 95 (61,3%) –женского пола; с отдельными признаками расстройств адаптации (группа 3) - 82 (16,1%) человека, среди них 13 (15,9%) мужского пола и 69 (84,1%) – женского пола.
Установлено, что практически здоровые лица женского пола характеризуются преобладанием следующих копинг-механизмов: планирование решения проблемы; положительная переоценка; самоконтроль. При этом практически здоровые лица мужского пола характеризуются несколько иными механизмами совладания со стрессом, такими как: самоконтроль; планирование решения проблемы; положительная переоценка.
У лиц женского пола с непатологическими нарушениями адаптации преобладают следующие копинг-стратегии: бегство-избегание; самоконтроль; положительная переоценка. В то же время лица мужского пола с непатологическими нарушениями адаптации характеризуются преобладанием таких механизмов совладания со стрессом: планирование решения проблемы; самоконтроль; положительная переоценка.
Лица женского пола с отдельными признаками расстройств адаптации предпочитают использовать: бегство-избегание; самоконтроль; положительную переоценку.
При этом у студентов мужского пола с отдельными признаками расстройств адаптации лидируют: бегство-избегание; самоконтроль; конфронтация и положительная переоценка.
Полученные данные легли в основу комплексной программы психопревенции расстройств адаптации у студенческой молодежи.
Литература
2. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл; 2006. 63.
3. Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope.
Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013; 10 (1): 82-118.
4. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. New York: Springer Publishing; 1984. 460.
5. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы. Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2008; 14: 147-153.
6. Kalinina N.V., Kalinin I.V., Salakhova V.B., Oschepkov A.A., Simanovskaja M.A. The Use of Social Resources of Inclusive Educational Environment to Cope Difficult Situations by Adolescents. IEJME- Mathematics Education. 2016; 11 (7): 2527-2536.
7. Folkman S., Lazarus R.S. Ways of Coping Questionnaire. Palo Alto, CA: Consulting, Psychological Press; 1988. 328.
8. Тарабрина, Н. В. Методика: опросник выраженности психопатологической симптоматики (SYMPTOM CHECK LIST-90-REVISED - SCL-90-R) : адаптация методики. Москва : Институт психологии РАН, лаборатория психологии посттравматического стресса и психотерапии; 2002. URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/scl (дата обращения: 27.04.2020).
9. Ермолаев О. Ю. Понятие выборки. В кн.: Марютина Т.М., ред. Математическая статистика для психологов : учебник. 2-е изд., испр. М.: Московский психолого-социальный институт; 2003. 29-52.