ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕCКОЙ МОЛОДЕЖИ

  • Г. А. Игнатенко ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького», Донецк
  • О. А. Бешуля ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького», Донецк

Аннотация

Цель работы: разработать математическую модель для оценки прогнозируемого риска развития расстройств адаптации у студентов младших курсов, с учетом изученных социальных, социально-психологических, медико-психологических, медико-социальных факторов.
Материалы и методы. Были обследованы 510 студентов мужского и женского пола младших курсов в возрасте от 17 до 20 лет, которые проходили обучение на разных факультетах одного из университетов. Скрининговую оценку психической деятельности осуществляли с помощью опросника SCL-90-R. Исследование взаимосвязи между количественным и качественным признаком осуществлялось при помощи однофакторного логистического регрессионного анализа с вычислением статистики χ2Вальда с достигнутым уровнем статистической значимости и ОШ с 95% ДИ.
Результаты и обсуждение. Для распределения студентов по группам использовали кластерный анализ методом «k-срединных». Кластеризация осуществлялась с использованием субшкал SCL-90-R: SOM; INT; DEP; ANX; PHOB. Выявлены статистически значимые отличия между студентами следующих групп:  практически здоровые – 273 (53,5%) человека, среди них 130 человек (47,6%) лица мужского пола и 143 человека (52,4%) лица женского пола; с непатологическими нарушениями адаптации (ННА) (группа 2) – 155 (30,4%) человек, среди них 60 (38,7%) лиц мужского пола и 95 (61,3%) женского пола; с отдельными признаками расстройств адаптации (ОПРА) (группа 3) – 82 (16,1%) человека, среди них 13 (15,9%) мужского пола и 69 (84,1%) женского пола. Была построена итоговая прогностическая регрессионная модель формирования расстройств адаптации у практически здоровых студентов: Z = 0,79+(-0,41×X1)+(0,56×Х2)+(-0,24×Х3)+(0,34×Х4), где X1 – стиль жизни; Х2 – оценка сложности выполнения домашних заданий; Х3 – уровень настроения; Х4 – наличие/отсутствие воспитательная работа.
Выводы. Таким образом, предложенная математическая модель может быть использована в повседневной практике медицинским работником, не владеющим специальными знаниями в области математического моделирования, для выявления лиц, имеющих высокий риск формирования расстройств адаптации. Полученные данные легли в основу комплексной программы психопревенции расстройств адаптации у студенческой молодежи.

Литература

1. Mahmoud J.S.R., Staten R., Hall L. A., Lennie T.A. The relationship among young adult college students’ depression, anxiety, stress, demographics, life satisfaction, and coping styles. Issues Ment Health Nurs. 2012; 33 (3):149-156.
2. Derogatis L.R. The SCL#90#R. Baltimore : Clinical Psychometric Research, 1975.
3. Тарабрина Н.В. Методика : опросник выраженности психопатологической симптоматики (SYMPTOM CHECK LIST-90-REVISED – SCL-90-R) : адаптация методики. Москва: Институт психологии РАН, лаборатория психологии посттравматического стресса и психотерапии; 2002.
4. Ланг Т.А., Сесик М. Как описывать статистику в медицине: аннотированное руководство для авторов, редакторов и рецензентов. М.: Практическая медицина; 2011. 480.
5. Груздев А. В. Метод бинарной логистической регрессии в банковском скоринге. Риск-менеджмент в кредитной организации. 2012; 1: 71-91
6. Леонов В. П. Логистическая регрессия в медицине и биологии. Биометрика : журнал для медиков и биологов, сторонников доказательной биомедицины. 2015 : URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/logit_1.htm
7. Юнкеров В.И., Григорьев С.Г. Математико-статистическая обработка данных медицинских исследований. Санкт-Петербург:ВМедА; 2002. 266.
Опубликована
2021-08-23
Как цитировать
ИГНАТЕНКО, Г. А.; БЕШУЛЯ, О. А.. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РИСКА РАЗВИТИЯ РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕCКОЙ МОЛОДЕЖИ. Университетская клиника, [S.l.], n. 2(39), p. 89-93, авг. 2021. ISSN 1819-0464. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/UC/article/view/749>. Дата доступа: 24 ноя. 2024 doi: https://doi.org/10.26435/uc.v0i2(39).749.
Раздел
Оригинальные исследования