ОСОБЕННОСТИ СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАССТРОЙСТВОМ АДАПТАЦИИ, СКЛОННЫХ К УВЛЕЧЕНИЮ КОМПЬЮЕТРАМИ И СЕТЬЮ ИНТЕРНЕТ

  • О. А. Бешуля ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького», Донецк

Аннотация

Цель работы: Оценить соматовегетативные проявления у студенческой молодежи с расстройством адаптации, склонной к увлечению компьютерами и сетью Интернет.
Материал и методы. Обследовали 510 студентов мужского и женского пола 1 и 2 курсов одного из университетов в возрасте от 17 до 20 лет. Определяли, какое количество времени студенты проводят в сети Интернет и за компьютером. Для оценки психоэмоционального состояния использовали тест SCL-90-R. Оценивали взаимосвязь количества времени, проводимого в сети Интернет, c уровнем выраженности соматовегетативной симптоматики с использованием субшкалы соматизации (SOM) из опросника SCL-90-R.
Результаты и обсуждение. Выраженность психопатологической симптоматики определяли по шкале SCL-90-R. Дизайн исследования предполагал разделение студентов на 3 группы: практически здоровые, с непатологическими нарушениями адаптации (ННА), с отдельными признаками расстройств адаптации (ОПРА). Для этого использовали кластерный анализ методом «k-срединных», с использованием субшкал SCL-90-R: SOM; INT; DEP; ANX; PHOB. В результате кластерного анализа получили следующие группы студентов: практически здоровые – 273 (53,5%) студента, среди них 130 (47,6%) человек мужского пола и 143 (52,4%) – женского; с непатологическими нарушениями адаптации – 155 (30,4%) человек, среди них 60 (38,7%) лиц мужского пола и 95 (61,3%) – женского; с отдельными признаками расстройств адаптации – 82 (16,1%) человека, среди них 13 (15,9%) мужского пола и 69 (84,1%) – женского.
Выводы. Выявлено, что студенческая молодежь склонна к увлечению компьютерами и сетью Интернет: 23,7% всех обследованных (n=510) проводят за компьютером около 5 часов в день ежедневно в будние дни и 33,7% в выходные дни. Установлены гендерные особенности склонности молодежи к проведению времени за монитором компьютера и/или в сети Интернет в группах практически здоровых студентов, лиц с ННА и ОПРА. Определен высокий удельный вес студентов женского пола (42,0% в будние дни и 50,7% в выходные дни) с ОПРА, которые проводят за компьютером около 5 часов в день. Выявлено 2-х кратное превышение нормальных значений показателя соматизации в группе с ННА и 4-х кратное превышение нормы в группе с ОПРА. Полученные данные легли в основу комплексной программы психопревенции расстройств адаптации и чрезмерного увлечения компьютерами и сетью Интернет у студенческой молодежи.

Литература

1. Шифнер Н.А., Бобров А.Е., Кулыгина М.А. Клинико-динамическая характеристика расстройств адаптации у студентов. Ученые записки СПбГМУ им. акад. И.П. Павлова. 2011; 18 (4): 64-66.
2. Киосева Е.В. Медико-психологическая характеристика и психопревенция адаптационных нарушений у студенческой молодежи (симптоматология, патоперсонология, аддиктивный фон, копинг-стратегии, генодиспозиционная коммуникация): докт. дис. на соискание научной степени д-ра мед. наук. Харьков; 2017. 354.
3. Табачников С.И., Осуховская Е.С. Аддиктивное поведение (игровая аддикция) у школьников и студентов Украины. Архів психіатрії. 2014; 20 (3): 125-126.
4. Жукова М.В., Фролова Е.В., Шишкина К.И. К вопросу о необходимости подготовки будущего педагога к работе по профилатике игровой компьютерной аддикции у дошкольников и младших школьников. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2016; 6: 44-51.
5. Москова М.В. Личностные факторы эмоциональной дезадаптации студентов в предэкзаменационный период. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008; 49 : 136-141.
6. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и студенческая дезадаптация. Психологическая наука и образование. 2011; 1: 140-150.
7. Краснова В.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность и суицидальная направленность у студентов. Журнал неврологии и психиатрии им. C.C. Корсакова. 2013; 113 (4): 50-53.
8. Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи. Социальная и клиническая психиатрия. 2009 ; 19 (2): 17-25.
9. Лещина І.В. Мозгова Т.П. Маркери ризику-антиризику формування розладів адаптації у осіб молодого віку. Укр. вісн. психоневрології. 2015; 23 (2) : 112-113.
10. Мозговая Т.П., Лещина И.В., Федорченко С.В. От лечения расстройств поведения – к охране психического здоровья подростков. Український вісник психоневрології. 2016; 24 (1): 73-75.
11. Опросник выраженности психопатологической сммптоматики = Symptom check list-90-revised – SCL-90-R: Адаптация методики Н.В. Тарабриной. – Москва : Институт психологии РАН, лаборатория психологии посттравматического стресса и психотерапии, 2001. 21.
Опубликована
2020-02-28
Как цитировать
БЕШУЛЯ, О. А.. ОСОБЕННОСТИ СОМАТОВЕГЕТАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ С РАССТРОЙСТВОМ АДАПТАЦИИ, СКЛОННЫХ К УВЛЕЧЕНИЮ КОМПЬЮЕТРАМИ И СЕТЬЮ ИНТЕРНЕТ. Университетская клиника, [S.l.], n. 1(34), p. 24-29, фев. 2020. ISSN 1819-0464. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/UC/article/view/493>. Дата доступа: 22 дек. 2024 doi: https://doi.org/10.26435/uc.v0i1(34).493.
Раздел
Оригинальные исследования