ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ И ПСИХОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАССТРОЙСТВ АДАПТАЦИИ У СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Цель – охарактеризовать патофизиологический аспект и установить роль психофункциональных особенностей в формировании расстройств адаптации у студенческой молодежи.
Материал и методы. Проведен анализ психоэмоционального состояния 208 студентов университета, определен уровень сформированности жизнестойкости. Методы исследования: информационно-аналитический, социально-демографический, клинико-анамнестический, клинико-психопатологический, клинико-психологический, психодиагностический, математико-статистический.
Результаты и обсуждение. Установлен высокий уровень разнообразия психоэмоциональной сферы и жизнестойкости у студенческой молодежи. Показатели теста жизнестойкости у 30,8% (64/208) студентов находятся ниже нормы, а у 14,4% (30/208) респондентов – значительно ниже нормы, что отображает континуум индивидуальных вариаций состояния психологической дезадаптации, степени адаптационных нарушений и выраженности сопутствующих психопатологических радикалов с широким спектром негативных эмоций: от «дискомфорта» до «паники», а так же когнитивных и поведенческих нарушений.
Заключение. Психоэмоциональные нарушения в рамках дезадаптационных расстройств у студентов младших курсов имеют субклинический уровень проявления. Ведущее место при этом занимают донозологические формы дисфункции тревожно-депрессивного, фобического, эмоционально-лабильного, соматовегетативного регистров, выступая предикторами формирования клинической симптоматики расстройств адаптации.
Слабо сформированная жизнестойкость является фактором дезадаптации. Развитая жизнестойкость выступает условием и признаком психического здоровья современного студента.
Литература
2. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.; 1988: 13-21.
3. Войцех В.Ф., Гальцев Е.В. Нарушение адаптации и суицидальное поведение у молодежи. Социальная и клиническая психиатрия. 2009; 2: 17-25.
4. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов. Вопросы психологии. 2009; 3: 16-26.
5. Красик Е.Д., Положий Б.С., Крюков Е.А. Нервно-психические заболевания у студентов. Томск; 1982: 7.
6. Крыжановский Г.Н. Дизрегуляционная патология. М.: Медицина; 2002: 18-78.
7. Александровский Ю.А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства. Москва: Литтера; 2010. 272.
8. Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния. Вопросы психологии. 1973; 6: 141-145.
9. Maddi S.R. Harvey R.H., Khoshaba D.M. et al. The personality construct of hardiness, III: Relationships with Repression, Innovativeness, Authoritarianism, and Performance. Journal of Personality. 2006; Vol. 74, 32: 575-598.
10. Осин Е.Н. Факторная структура краткой версии Теста жизнестойкости. Организационная психология. 2013; Т.3, 3: 42-60.
11. Ланг Т.А., Сесик М. Как описывать статистику в медицине. Аннотированное руководство для авторов, редакторов и рецензентов. М.: Практическая медицина; 2011. 480.