КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ОРДИНАТУРЫ «ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ»

  • В. Ю. Чернецкий ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького», Донецк
  • Г. В. Лобанов ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького», Донецк
  • А. В. Агарков ГОО ВПО «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького», Донецк

Аннотация

В статье представлена информация об актуальности обучения в ординатуре как многоуровневой системе высшего профессионального медицинского образования и последипломного образования врачей. Одним из необходимых акцентов в обучении ординаторов является мотивационная составляющая личности, что позволяет им осознавать свою компетентность в достижении желаемого результата и на протяжении всего образовательного процесса. Для повышения мотивации обучающихся в рамках поставленных целей и задач актуальным является применение педагогами методов коучинга. Описаны возможности применения коучингового подхода на кафедре травматологии, ортопедии и хирургии экстремальных ситуаций при обучении по программе ординатуры 31.08.66 «Травматология и ортопедия». Рассматривается применение коучинговой модели GROW в контексте компетентностного подхода при индивидуальной работе с обучающимся и при работе с группой ординаторов в рамках разработанной системы программно-целевого управления качеством подготовки специалистов вуза. Применение коучингового подхода гармонично дополняет существующую систему подготовки ординаторов по специальности «Травматология и ортопедия», что усиливает позиции вуза для реализации концепции высшего медицинского образования.

Литература

1. Решетников В.А., Коршевер Н.Г., Доровская А.И. Компетентностный подход к подготовке специалистов в области управления здравоохранением. Сеченовский вестник. 2016; 2(24): 27-32. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37166220 (дата обращения: 06.01.2019).
2. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр; 2002. 396 c. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20240189 (дата обращения: 06.01.2019).
3. Об утверждении «Положения о клинической ординатуре»: утв. приказом Министерства Здравоохранения СССР от 19.05.1971 №362. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7529.htm (дата обращения: 06.01.2019).
4. О здравоохранении: Закон Донецкой Народной Республики № 42-IHC принят Постановлением Народного Совета от 24.04.2015, действующая редакция по состоянию на 17.12.2019. URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-zdravohranenii/ (дата обращения: 06.01.2019).
5. Об образовании: Закон Донецкой Народной Республики № 55-IHC принят Постановлением Народного Совета 19.06.2015, действующая редакция по состоянию на 17.12.2019. URL: https://dnrsovet.su/zakon-dnr-ob-obrazovanii/ (дата обращения: 06.01.2019).
6. Об утверждении государственного образовательного стандарта подготовки кадров высшей квалификации по программе ординатуры 31.08.66 Травматология и ортопедия (квалификация: врач-травматолог-ортопед): утв. приказом МОН ДНР от 10.04.2018 №312. URL: http://mondnr.ru/dokumenty/prikazy-mon/send/4-prikazy/2921-prikaz-312-ot-10-04-2018-g (дата обращения: 06.01.2019).
7. Казаков В.Н., Селезнева Н.А., Талалаенко А.Н., Каменецкий М.С., Гарина М.Г., Первак М.Б. и др. Управление качеством подготовки специалистов: программно-целевой подход: монография. Москва-Донецк; 2003. 215.
8. Игнатенко Г.А., Джоджуа А.Г., Первак М.Б. Реализация компетентностного подхода в донецком национальном медицинском университете имени М. Горького в историческом аспекте и на современном этапе. Университетская Клиника. 2018; 2(27): 82-89.
9. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов; 2004. 42 . URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
10. Зимняя И.А. Ключевые компетентности – новая парадигма результата образования. Эксперимент и инновации в школе. 2009; 2: 7-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klyuchevye-kompetentsii-novaya-paradigma-rezultata-obrazovaniya/viewer (дата обращения: 06.01.2019).
11. Жолдасбекова А.С., Хабиева Т.Х., Сактапов А.К., Аманжолова У.Ш. Формирование мотиваций к обучению профессиональным компетенциям у магистрантов с использованием современных образовательных технологий. Вестник КазНМУ. 2016; 4: 357-360. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32403927 (дата обращения: 06.01.2019).
12. Ерофеева Н. Ю. Мастерство преподавания. Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет»; 2019. 224. URL: http://elibrary.udsu.ru/xmlui/handle/123456789/18554 (дата обращения: 06.01.2019).
13. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе: монография. Омск: Изд-во ООО «Омскбланкиздат»; 2012. 210. URL: http://window.edu.ru/resource/001/80001/files/kompetentnost.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
14. Петров А.В. Компетентностно-деятельностный подход в системе современного образования: Рекомендации международной научно-практической конф. Горно-Алтайск, 18-23 августа 2010. Горно-Алтайск; 2010. 35. URL: http://amnko.ru/Inform/rewenie%20konferencii.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
15. Губарев Р.В. Анализ современных теорий мотивации и стимулирования труда. Вестник УГУЭС. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. 2014; 1(7): 239-246. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21820654 (дата обращения: 06.01.2019).
16. Шрамко Л.И. Повышение мотивации учащихся путем использования методов коучинга. На путях к новой школе. 2015; 4: 68-70. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25911197 (дата обращения: 06.01.2019).
17. Гацура О.А., Дерюшкин В.Г., Гацура С.В. Начинающий врач на пороге клинической ординатуры: ожидания и вызовы. Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019; 10(3): 64-70. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nachinayuschiy-vrach-na-poroge-klinicheskoy-ordinatury-ozhidaniya-i-vyzovy/viewer (дата обращения: 06.01.2019). doi: 10.24411/2220-8453-2019-13007
18. Никитина Т.А. Целеполагание как необходимый элемент психологической готовности к деятельности в современных условиях. Вестник Череповецкого государственного университета. 2011; 1(3): 118-121. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tselepolaganie-kak-neobhodimyy-element-psihologicheskoy-gotovnosti-k-deyatelnosti-v-sovremennyh-usloviyah/viewer (дата обращения: 06.01.2019).
19. Липенская И.А., Зубова С.П. Коучинг как способ целенаправленного формирования психологических установок в образовательном процессе. Поволжский педагогический вестник. 2014; 4(5): 26-28. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kouching-kak-sposob-tselenapravlennogo-formirovaniya-psihologicheskih-ustanovok-v-obrazovatelnom-protsesse/viewer (дата обращения: 06.01.2019).
20. Перцев А.В., Карнаух И.И. Коучинг: успех после успеха. Ростов н/Д: Феникс; 2011. 109.
21. Уитмор Дж. Коучинг: Основные принципы и практики коучинга и лидерства. М.: Альпина Паблишер; 2019. 316.
22. Оскирко О.В., Секачева В.М., Гульчевская Н.Е. Коучинг как инструмент повышения эффективности обучения при подготовке студентов экономического профиля. Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016; 4(24): 140-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27536949 (дата обращения: 06.01.2019).
23. Парслоу Э., Рэй М. Коучинг в обучении: практические методы и техники. СПб.: Питер; 2003. 204.
24. Шрамко Л.И. Особенности использования метода коучинга GROW при преподавании иностранных языков. Международный научный журнал «Символ науки». 2015; 11-2: 182-185. URL: https://os-russia.com/SBORNIKI/SN_11_2_2015.pdf (дата обращения: 06.01.2019).
Опубликована
2020-02-28
Как цитировать
ЧЕРНЕЦКИЙ, В. Ю.; ЛОБАНОВ, Г. В.; АГАРКОВ, А. В.. КОУЧИНГОВЫЙ ПОДХОД КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ ОРДИНАТУРЫ «ТРАВМАТОЛОГИЯ И ОРТОПЕДИЯ». Университетская клиника, [S.l.], n. 1(34), p. 119-128, фев. 2020. ISSN 1819-0464. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/UC/article/view/418>. Дата доступа: 21 ноя. 2024 doi: https://doi.org/10.26435/uc.v0i1(34).418.
Раздел
Вопросы педагогики