ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ СТРЕСС ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

  • И. Б. Ершова ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск
  • Ю. В. Глушко ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск
  • В. А. Рещиков ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск
  • И. А. Лохматова ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск
  • О. В. Петренко ГУ ЛНР «Луганский государственный медицинский университет имени Святителя Луки», Луганск

Аннотация

Влияние сильнейшего стрессового фактора на состояние здоровья детей, находившихся в эпицентре боевых действий в регионе Донбасса, в настоящее время является весьма актуальным и недостаточно изученным. Целью данного исследования явилась оценка психосоматического состояния здоровья детей 7-16 лет, в том числе деятельности сердечно-сосудистой системы. Обследовано 113 детей, проживающих в зоне военного конфликта. Проведено общее клиническое исследование состояния здоровья, включая психопатологические тесты и методики, адаптированные согласно возрасту, оценку физического развития (соматометрические и физиометрические данные), электрокардиографию, эхокардиографию и кардиоинтервалографию. В результате проведенного исследования выявлены психоэмоциональные нарушения (у 100%) и функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы у 104 (92,04%) детей основной группы, с преобладанием жалоб на кардиалгии, сердцебиение, цефалгии, повышенную утомляемость, возбуждение, нарушения сна. Анализ электрокардиограмм выявил нарушения сердечного ритма в виде наджелудочковой тахикардии (34,51%), блокады правой ножки пучка Гиса (29,47%), атриовентрикулярной блокады и блокады левой ножки пучка Гиса (17,70%), миграции водителя ритма (9,73%), эктопических ритмов (6,19%), экстрасистолии (8,85%); изменения процессов деполяризации предсердий (51,33%) и реполяризации желудочков (64,60%); удлинение интервала QT (12,39%). Зарегистрировано снижение уровня физического развития в основной группе. У детей, длительно находившихся в стрессовой ситуации военного конфликта, значительно чаще встречалась соматическая патология, в частности патология нервной системы (89,38%) – расстройства вегетативной нервной системы и транзиторные тики; невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства – у 24,21% детей (реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации). У 58,41% детей выявлены хронические очаги инфекции носоглотки – хронические тонзиллиты; у 52,21% – заболевания органов пищеварения (дискинезия желчного пузыря и желчных путей, классифицируемые в МКБ-10 как «другие уточненные болезни желчного пузыря», а также функциональные расстройства кишечника в виде функциональных диарей); у 38,93% – нарушения костно-мышечной системы (деформирующие дорсопатии, а именно сколиозы, кифозы и лордозы); у 14,16% – болезни мочеполовой системы (циститы, острые тубулоинтерстициальные нефриты).
Вегетативный гомеостаз характеризовался преобладанием симпатикотонического тонуса (48,67%) и гиперсимпатикотонической вегетативной реактивности. Длительное нахождение в зоне боевых действий значительно снизило адаптационные возможности детей, что привело к развитию дистресса.

Литература

1. Безруких М., Сонькин В., Фарбер Д. Возрастная физиология: (физиология развития ребенка). Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Academa; 2013. 416.
2. Глушко Ю.В., Яковенко Ю.О., Беликова У.М. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы у детей младшего школьного возраста с посттравматическим стрессовым расстройством (по данным пробы Руфье). Материалы Всероссийского научного форума с международным участием «Студенческая наука – 2017». Под ред. Багатурия Г. О. СПб.: Издание СПбГПМУ. 2017: 10.
3. Дубовая А.В., Пшеничная Е.В., Бордюгова Е.В., Конов В.Г., Тонких Н.А. Психовегетативный синдром у детей в условиях военного конфликта, пути его коррекции. Университетская клиника. 2015; Т. 11, 2: 64-68.
4. Ершова И.Б., Глушко Ю.В., Копейка И.А. Состояние здоровья младших школьников, испытавших стресс в результате военных действий. Проблемы экологической и медицинской генетики и клинической иммунологии: Материалы Международной научно-практической конференции «Здоровье людей – высшее благо общества». Луганск, 19 декабря 2017 г., Луганск; 2017: 128-130.
5. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты.М.: Бахрах-М; 2017. 159.
6. Михайлов В.М. Нагрузочное тестирование под контролем ЭКГ: велоэргометрия, тредмилл-тест, степ-тест, ходьба. Иваново: А-Гриф; 2015. 440.
Опубликована
2020-02-28
Как цитировать
ЕРШОВА, И. Б. et al. ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ПЕРЕНЕСШИХ СТРЕСС ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ. Университетская клиника, [S.l.], n. 1(34), p. 19-23, фев. 2020. ISSN 1819-0464. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/UC/article/view/382>. Дата доступа: 28 март 2024 doi: https://doi.org/10.26435/uc.v0i1(34).382.
Раздел
Оригинальные исследования