РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВСКАРМЛИВАНИЯ

  • Т. В. Ширина ГУ «Луганский государственный медицинский университет им.Святителя Луки»

Аннотация

Реферат. Цель исследования — изучение развития познавательной функции у детей грудного и раннего возраста, проживающих в регионе Донбасса во время вооруженного конфликта. Проведено динамическое клиническое обследование с оценкой развития четырех показателей познавательной функции (речь, мышление, игра и внимание) у 68 детей, находящихся в зоне боевых действий. Эти дети составили I (основную) группу, которая была разделена на 2-е подгруппы. В подгруппу Iа вошло 36 детей, находящихся на грудном вскармливании. В подгруппу Ib — 32 ребенка, находящиеся на искусственном вскармливании. II (контрольную) группу составили 88 детей, находящиеся вне зоны военного конфликта. Из них 47 детей находились на грудном вскармливании, которые вошли в подгруппу IIа и 41 ребенок, находящиеся на искусственном вскармливании, вошедшие в подгруппу IIb. Оценку уровня познавательного развития детей проводили с помощью стандартизованной клинико-психологической методики «Гном». Стресс военных действий способствует задержке темпов познавательных навыков за счет выраженного дефицита внимания и задержки развития экспрессивной речи, что приводит к снижению у детей запаса знаний и представлений. Грудное вскармливание способствует развитию копинга — преодолению стресса, поддержанию баланса между средой и собственными ресурсами ребенка. Дети, находящиеся на искусственном вскармливании и подвергшиеся стрессу войны нуждаются в длительных, комплексных реабилитационных мероприятиях.

Литература

1. Акмаев И.Г. Нейроиммуноэндокринные взаимодействия: их роль в дизрегуляторной патологии // Патологическая физиология и экспериментальная терапия. – 2001., №4. – С. 3-10.
2. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 2007., №3. – С. 74-83.
3. Изард К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2011. – 783 с.
4. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.:Наука, 1983. – 368 с.
5. Ларечина Е.В. Развитие эмоциональных отношений матери и ребенка. СПб.: Речь, 2014. – 160 с.
6. Мюррей Л.Психология ребенка от 0 до 2. М.: «Альпина нон-фикшн», 2016. – 192 с.
7. Сакаева Д.Р., Хайретдинова Т.Б. Нервно-психическое развитие детей раннего возраста и факторы, его определяющие. Обзор литературы // Молодой ученый. – 2011. – Т.2., №6. – С. 194-198.
8. Цареградская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. М.: Астрель: ACT, 2005. – С. 281 – 287.
9. Ширина Т.В. Состояние стресс-реализующей и стресс-лимитирующей систем у новорожденных и их матерей, находившихся в зоне боевых действий в зависимости от вида вскармливания // Неонатология. – 2016., №3. – С. 47–51.
10. Behavior Problems After Early Life Stress: Contributions of the Hippocampus and Amygdala / [Jamie L. Hanson, Brendon M. Nacewicz, Matthew J. Sutterer, Amelia A. Cayo, Stacey M. Schaefer, Karen D. Rudolph, Elizabeth A. Shirtcliff, Seth D. Pollak, and Richard J. Davidson] // J. Biological Psychiatry. – 2014. – №2. – Р. 65–69.
11. Default-mode network abnormalities in pediatric posttraumatic stress disorder. / [R. Patriat, R.M. Birn, T.J. Keding, and R.J. Herringa] // J. Am. Acad. Child. Adolesc. Psychiatry. – 2016. – 55(4). – P. 319-327.
12. Wolf R.C., Herringa R.J. Prefrontal-Amygdala Dysregulation to Threat in Pediatric Posttraumatic Stress Disorder // Neuropsychopharmacology. – 2016. – 41(3). – P. 822–831.
Опубликована
2017-10-26
Как цитировать
ШИРИНА, Т. В.. РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В СТРЕССОВЫХ УСЛОВИЯХ НА РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ВСКАРМЛИВАНИЯ. Архив клинической и экспериментальной медицины, [S.l.], v. 26, n. 2, p. 122 - 127, окт. 2017. ISSN 1605-9360. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/akem/article/view/88>. Дата доступа: 20 май 2019