ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА

  • Инна Александровна Синявская Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького»; Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский медицинский колледж»
  • Сергей Владимирович Титиевский Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького»

Аннотация

Тревожно - фобические состояния, возникающие в дошкольном возрасте, признаны наиболее широко распространенным классом психических заболеваний в данном периоде жизни. Стрессовая ситуация перегружает психические личностные ресурсы, а так как психические защиты не сформированы, психосоциальный стресс имеет значительное влияние на психику детей. Наука показывает, что воздействие обстоятельств, которые вызывают стойкий страх и хроническое беспокойство, может иметь пожизненные последствия, нарушая развивающуюся архитектуру мозга. Цель нашего исследования заключалась в определении характеристик страхов у детей дошкольного возраста, находящихся в условиях хронического психосоциального стресса (военных действий в Донбассе). Материал и методы исследования. Нами обследованы 25 психически здоровых детей (14 девочек и 11 мальчиков) в возрасте от 3 до 7 лет. Для определения уровня подверженности страхам использован опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам». Для оценки интенсивности страхов использована шкала Children’s Fear Scale (CFS). Результаты исследования и их обсуждение. Средний возраст девочек составил 5,2 года (стандартное отклонение (SD)=0,9), средний возраст мальчиков - 4,5 лет (SD=0,7). Среднее количество выявленных у каждой из обследованных девочек страхов составило 21,5 (SD=3,1), для мальчиков этот показатель составил 22,4 (SD=4,3). Количество выявленных у каждой из обследованных девочек страхов превышало возрастную норму, в среднем, в 2,1 раза (SD=0,4), у мальчиков этот показатель, в среднем, составил 2,7 (SD=0,5). У всех обследованных данный показатель превышал 1,5, что свидетельствует о перенапряжении психики и необходимости специальных психологических мер по нормализации эмоционального состояния ребенка. Следует отметить, что эти данные контрастировали с отсутствием соответствующих клинических проявлений: дети их не демонстрировали, визуально не выглядя боязливыми. И для родителей такое количество страхов было удивительным. К указанному нужно добавить, что вышеназванный показатель соотношения страхов у мальчиков был достоверно (p<0,01) выше (т.е., перенапряжение их психики было более высоким по сравнению с девочками). Выводы. Таким образом, страхи у обследованных нами психически здоровых детей, проживающих в условиях хронического психосоциального стресса, демонстрируют субклинический уровень перенапряжении психики, более выраженного у мальчиков. Как у мальчиков, так и у девочек, преобладали страхи нападения бандитов, собственной смерти, смерти родителей, темноты, стихийных бедствий, пожара. У девочек также - животных и высоты, у мальчиков - посторонних людей, войны и уколов. Выявленные закономерности должны лежать в основе разработки и проведения специальных психологических мер по нормализации эмоционального состояния детей.

Опубликована
2023-10-17
Как цитировать
СИНЯВСКАЯ, Инна Александровна; ТИТИЕВСКИЙ, Сергей Владимирович. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРАХОВ У ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ХРОНИЧЕСКОГО ПСИХОСОЦИАЛЬНОГО СТРЕССА. Журнал психиатрии и медицинской психологии, [S.l.], n. 4 (56), p. 24-30, окт. 2023. ISSN 2617-0124. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/Psychiatry/article/view/1027>. Дата доступа: 09 июль 2024
Раздел
ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ В ПСИХИАТРИИ