СОЦИАЛЬНАЯ ФРУСТРИРОВАННОСТЬ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СРЕДНЕГО БАЛЛА ИХ АТТЕСТАТА
Аннотация
В настоящее время актуальным является индивидуальный подход в образовании, который связан с особенностью психологический различий студентов, тем более первокурсников, у которых происходит адаптация к вузовской жизни. Эффективность учебной деятельности как вида произвольной целенаправленной активности во многом зависит от индивидуальных особенностей осознанной саморегуляции обучающихся. Вступая в новые различные социальные взаимоотношения, студенты на первом году обучения сталкиваются с фрустрирующими факторами, которые препятствуют достижению желаемых целей, удовлетворению необходимых для личности потребностей и реализация выбранного им пути не проходит гладко, что может вызывать дезадаптацию как в учебной деятельности, так и в социальном взаимодействии.
Цель исследования. Оценивание уровня социальной фрустрированности и саморегуляции учебной деятельности у студентов первого курса медицинского университета в зависимости от среднего балла их аттестата..
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 742 студента первого курса медицинского университета, в возрасте от 16 до 39 лет в ноябре-декабре 2021 года. В зависимости от среднего балла аттестата были сформированы группы исследования: I группу составили студенты первого курса, у которых средний балл аттестата был равен или выше 4,5 (90%) – 86% (638 чел.), II группа включала первокурсников, средний балл аттестата которых был ниже 4,5 (90%) – 14% (104 чел.). В исследовании использовались социально-психологический (психодиагностический) метод и метод математической обработки результатов. Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа «MedStat v.5.2».
Результаты исследования и их обсуждение. Были выявлены статистически значимые различия при исследовании большинства феноменов между показателями первокурсников с различным средним баллом аттестата. В ходе эмпирического исследования было выявлено, что у студентов первого курса с более низким средним баллом аттестата уровень социальной фрустрированности статистически значимо выше, хоть и соответствует очень низкому уровню. Общий уровень саморегуляции учебной деятельности, а также уровень практически всех ее стилевых особенностей (планирование, моделирование, программирование, оценивание результатов, гибкость, самостоятельность и ответственность) статистически значимо выше у студентов первого курса с более высоким средним баллом аттестата.
Выводы. Очень важно повышать осознанную саморегуляцию учебной деятельности, повышая адаптационный потенциал личности и снижая социальную фрустрированность у первокурсников. Полученные данные могут быть использованы при разработке личностно-ориентированных программ для психокоррекционной работы со студентами первого курса. Необходимо внедрять данные программы как можно раньше, особенно при работе с первокурсниками, имеющими более низкий средний балл аттестата.