ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО РЕСУРСА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ И ВЫРАЖЕННОСТИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Аннотация
У первокурсников еще не сформировались отношение к обучению в университете, представление о выбранной специальности. Столкновение с первыми трудностями может вызвать снижению адаптационных возможностей личности и привести к ухудшению успеваемости, накоплению академической задолженности, снижению мотивации и сложностям в общении. Целью данного исследования являлось оценивание уровня адаптационного личностного ресурса и его компонентов у первокурсников в зависимости от наличия и выраженности у них академической задолженности.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 109 первокурсников медицинского университета, в возрасте от 17 до 20 лет в ноябре-декабре 2021 года. В зависимости от наличия и выраженности академической задолженности были сформированы группы исследования: I группу составили студенты первого курса, которые имеют выраженную академическую задолженность – 44,95% (49 чел.), II группа включала первокурсников, у которых незначительная академическая задолженность – 25,69% (28 чел.), III группу сформировали первокурсники без академической задолженности – 29,36% (32 чел.). В исследовании использовались социально-психологический (психодиагностический) метод и метод математической обработки результатов. Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа «MedStat v.5.2».
Результаты исследования и их обсуждение. Были выявлены статистически значимые различия при исследовании большинства феноменов между показателями первокурсников, которые имеют значительную и несущественную академическую задолженность и студентами первого курса без академической задолженности. В то время как при оценке уровня адаптационного личностного ресурса и его компонентов ни в одном случае не было выявлено статистически значимой разницы между показателями у студентов с незначительной академической задолженностью и у первокурсников с выраженной академической задолженностью.
Выводы. Уже при первых признаках появления академической задолженности необходимо в максимально быстрые сроки оказывать психолого-педагогическую поддержку для повышения адаптационных личностных ресурсов в целях профилактики дальнейшего роста задолженности и усугубления ситуации. Полученные данные могут быть использованы при разработке личностно-ориентированных программ для психокоррекционной работы с первокурсниками, которые имеют академическую задолженность.