ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ САМООЦЕНКИ ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19
Аннотация
В статье рассматривается уровень самооценки лиц молодого возраста, как одной из ключевых характеристик, формирующей личностный адаптационный потенциал.
Цель исследования. Оценить уровень самооценки личности лиц молодого возраста (ЛМВ) в зависимости от гендерной принадлежности и от стрессогенности пандемической ситуации в мире и регионе проживания.
Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие студенты медицинского университета в возрасте от 20 до 25 лет (медиана возраста исследуемых составила 21 год (20-21)) в сентябре-декабре 2020 года, феврале-мае 2021 года. Выборка составила 385 человек: 279 (72,5%) девушек и 106 (27,5%) юношей. Группы были разделены в зависимости от гендерной принадлежности (мужчины/женщины) и от уровня напряженности пандемической ситуации (1 группа (65 чел.) – обследовались в сентябре, 2 группа (48 чел.) – в октябре, 3 группа (33 чел.) – в ноябре, 4 группа (34 чел.) – в декабре, 5 группа (46 чел.) – в феврале, 6 группа (52 чел.) – в марте, 7 группа (54 чел.) – в апреле и 8 группа (53 чел.) – в мае. В исследовании использовались социально-психологический (психодиагностический) метод и метод математической обработки результатов. Для определения уровня самооценки использовалась методика исследования самооценки личности С.А. Будасси. Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа «MedStat v.5.2».
Результаты исследования и их обсуждение. При определении общего уровня самооценки у испытуемых, в зависимости от пола, статистически значимых различий выявлено не было: девушки – 0,51 (Q1-Q3: 0,25-0,69), юноши - 0,48 (Q1-Q3: 0,21-0,8); р=0,598. Были выявлены статистически значимые различия в общем уровне самооценки между 1 и 3 (0,29 ± 0,47 (0,17–0,4), 0,51 ± 0,34 (0,39–0,63), соответственно; р=0,008), 1 и 7 (0,29 ± 0,47 (0,17–0,4), 0,61 (0,32–0,77), соответственно; р=0,003), 1 и 8 (0,29 ± 0,47 (0,17–0,4), 0,5 ± 0,27 (0,42–0,57), соответственно; р=0,003) группами напряженности пандемической ситуации. В ходе изучения различий между уровнями самооценки в зависимости от стрессогенности пандемической ситуации в мире и в регионе проживания была выявлена статистически значимая разница между: неадекватно завышенным уровнем самооценки у ЛМВ в 1 и 3 группе (р=0,023), высокой адекватной самооценкой в 1 и 5 группе (р=0,047), в 1 и 7 группе (р=0,048), в 5 и 8 группе (р=0,021), в 7 и 8 группе (р=0,015).
Выводы. За счет постепенного роста уровня самооценки у ЛМВ получилось приспособиться к новой напряженной жизненной ситуации, связанной с пандемией Covid-19 и сохранить эффективность деятельности. Адекватная положительная самооценка помогает легче переносить любые стрессовые события, неудачи, разочарования, препятствия, несправедливости и способствует успешности молодых людей. Полученные нами данные могут быть использованы при разработке персонализированных программ для психокоррекционной и психопрофилактической работы с ЛМВ в различных трудных и экстремальных ситуациях, с целью их быстрой и успешной адаптации к данным событиям.