СУБЪЕКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДИСФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ ПАТТЕРНОВ (ДЕЗАДАПТИВНЫХ СХЕМ) И РЕЖИМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ У ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ (СООБЩЕНИЕ 1. БАЗИСНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ, ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ И КОГНИТИВНЫЕ СХЕМЫ)
Аннотация
В работе представлены результаты теоретико-аналитического исследования проблемы дисфункциональных личностных состояний у больных с психическими расстройствами в контексте дезадаптивныхкогнитивных схем, отражающих содержание и принципы когнитивных теорий личности и когнитивно-поведенческой направленности психотерапии. В сообщении 1 приведено определение личностных дисфункций, анализ спектра личностных дисфункций в структуре диагностических категорий МКБ-10, соотношение критериев здоровой и дисфункциональной личности, структурных компонентов дисфункциональности (нарушения смысловой целостности) личности, взаимосвязи репрезентаций болезни (ситуации болезни) и формирования личностных дисфункций, специфических феноменов экзистенциально-личностной дисфункции. На основе когнитивных теорий личности на концептуальном уровне рассмотрены особенности субъективного пространства дисфункциональных личностных паттернов и режимов функционирования в контексте таких взаимозаменяемых понятий как базисные убеждения (конструкт формирования представлений личности об окружающем мире и собственном Я), эмоциональные схемы (определенный набор убеждений, направленный на обработку, оценку и выбор способов реагирования на эмоции) и когнитивные схемы (когнитивные структуры, организующие опыт и поведение). Показана возможность использования понятия схемы в рамках когнитивной терапии для описания когнитивных паттернов, сформированных в результате прошлого опыта и определяющих его реакцию на различные ситуации. По мнению исследователей, трактовка понятия схемы в теориях когнитивных процессов и когнитивных теориях личности различается. В теории когнитивных процессов схемы рассматриваются как когнитивные структуры, предвосхищающие восприятие субъектом реальности, а в когнитивных теориях личности – как когнетивно-аффективные комплексы, формирующиеся из переживания индивидом событий его личной истории и, в зависимости от этого, направляющих его поведение