УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
Введение. Актуальность данной работы определяется пересмотром подходов к учебной мотивации в медицинском вузе в рамках современных концепций компетентностного подхода. Компетентность определяется не только владением определенным уровнем знаний, умений и навыков, но и возможностью их практической реализации, использования в нестандартных ситуациях. При этом существенное значение приобретает определение доминирующей мотивации при обучении с позиций изучения особенностей интеллектуально-эмоционально-волевой сферы самой личности как субъекта. Задачи исследования. Изучение учебной мотивации, как системы побудительных мотивов к овладению профессиональными знаниями, позволяющих использовать при преподавании учебных дисциплин наиболее актуальные приемы и методы. Материалы и методы. Нами была использована «Методика для диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реана, В.А.Якунина, модификация Н.Ц.Бадмаевой), включающая в себя 34 утверждения, которые характеризуют мотивы учения, выделенные В.Г. Леонтьевым и Н.Ц. Бадмаевой. В исследовании участвовали студенты 4 курса Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького, 2-го и 3-го факультетов. Общий объем выборки составил 95 респондентов. Результаты и обсуждение. Согласно приведенным результатам обследования, наиболее приоритетными мотивами в структуре учебной мотивации у студентов 4 курса медицинского университета являлись профессиональные, практически не выявлялось различия в значениях средних показателей социального, коммуникативного, учебно-познавательного мотивов и мотива творческой самореализации. Достаточно высокие средние значения данных шкал свидетельствуют о высокой оценке студентами медицинского университета их настоящего и будущего социального статуса, осознанности общественного значения выбранной профессии, реализации познавательных потребностей и коммуникативных возможностей, потребностей в самоактуализации, самореализации. Наименее значимым являлся мотив избегания, что свидетельствует об отсутствии давления на студентов, восприятия оценивания в процессе обучения как адекватного реальному уровню знаний и справедливого. За период обучения на кафедре психиатрии, наркологии и медицинской психологии, построенного на основе том числе с использованием интерактивных методов обучения, были выявлены положительные изменения показателей шкал коммуникативных мотивов и мотива престижа (центральные тенденции отличаются на уровне значимостей p=0,009 и p=0,019 соответственно). Выводы. На основании проведенного исследования было выявлено, что для студентов старших курсов медицинского университета наибольший удельный вес имел мотив профессиональной мотивации. Среднее значение по данной шкале составило 4,5±0,06 бала. практически не выявлялось различия в значениях средних показателей социального, коммуникативного, учебно-познавательного мотивов и мотива творческой самореализации, наименее значимым в мотивационной структуре являлся мотив избегания. Полученные результаты могут служить подтверждением эффективности применения в образовательном процессе личностного подхода, способствующего активному включению студентов в образовательный процесс, их осмысленному субъектному отношению к собственному обучению и профессионально-личностному развитию