ОСОБЕННОСТИ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация
Актуальность исследования определяется внедрением в систему высшего медицинского образования компетентностного подхода, направленного на развитие профессиональных и ключевых компетенций будущих врачей. В связи с этим представляется целесообразным использование концепции личностного потенциала применительно к оценке и развитию ключевых компетенций студентов медицинского вуза. Актуальность формирования ключевых, в том числе образовательных, компетенций у студентов медицинского вуза предусматривает оптимизацию личностного потенциала путем саморазвития, самосовершенствования, самореализации личности, что невозможно без развитых навыков самоорганизации деятельности. Самоорганизация в данном исследовании определяется как деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решения и ответственности за них, критичности оценки результатов своих действий, чувстве долга. Целью настоящего исследования являлось определение влияния интерактивных методов обучения при изучении дисциплины «Медицинская психология. Психиатрия» на самоорганизацию деятельности студентов. Исследование самоорганизации деятельности с помощью «Опросника самоорганизации деятельности» (ОСД) Е.Ю. Мандриковой проводилось у 64 студентов 4го курса медицинского университета (представителей мужского пола - 23 (36%), женского – 41 (64%)) дважды: в первый день обучения на кафедре (Исследование 1) и на последнем занятии (Исследование 2). Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что использование интерактивных методов обучения способствует улучшению самоорганизации студентов, развивая целеполагание, навыки тактического планирования, способность к структурированию деятельности, стимулируя волевые усилия и мотивации достижения. У представителей мужского пола насыщенность и эмоциональная заряженность занятий, наполненных интерактивными методами обучения, способствовали формированию навыков использования вспомогательных средств или осознанному использованию природной организованности при планировании своего рабочего и личного времени. Оптимизация самоорганизации деятельности способствовала улучшению качества знаний, что проявлялось возрастанием ритма работы на практических занятиях и возможностью использовать новые интерактивные методы обучения.