ИЗУЧЕНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ В СТРУКТУРЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ХОДЕ УЧЕБНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
Модернизация образования на компетентностной основе должна отразить такой вид содержания образования, который не сводится к знаниево-ориентировочному компоненту, а предполагает целостный опыт решения жизненных проблем, выполнения ключевых функций, социальных ролей, компетенций. В работе особое внимание уделено изучению одного из кластеров учебно-познавательной компетенции – саморегуляции и ее динамики в ходе учебно-образовательного процесса при использовании интерактивных образовательных технологий. В статье представлены результаты исследования саморегуляции у 47 студентов IV курса Донецкого национального медицинского университета им. М.Горького, и составлен общий регуляторный профиль изучаемого контингента. Средние значения по всей выборке соответствуют средним значениям по единой шкале «Общий уровень саморегуляции» и всем шкалам опросника. Эти данные свидетельствуют о достаточной эффективности выполнения самых разных видов деятельности, способствуют выработке гармоничного поведения, на его основе развивается способность управлять собой сообразно реализации поставленной цели, направлять свое поведение в соответствии с требованиями жизни и учебными задачами. В гендерных подгруппах в шкалах Программирования и Оценки результатов достоверно ниже показатели наблюдались у студентов мужского пола. Студенты со средним баллом по зачетной книжке «<4,0» имели достоверно ниже результат по шкале Оценки результатов и достоверно выше по шкале Самостоятельности. Достоверные различия также были получены в подгруппах студентов с изучением различных специальностей. Студенты изучающие специальность «Лечебное дело» имели достоверно низкие результаты по Общему уровню саморегуляции и по шкале Самостоятельности. Практически все компоненты саморегуляции имели относительно ровную развитость и диагностируются как Гармоничный регуляторный профиль со средним уровнем общей регуляции. Такой профиль включает в свою структуру высокоразвитые и взаимосвязанные стилевые особенности регуляторики и является предпосылкой высоких достижений, не зависимо от личностного типа, при условии высокой мотивации к достижению успеха. Исследование показало, что при использовании интерактивных образовательных технологий наблюдается тенденция к повышению процессов саморегуляции, что подтверждает теорию компетентностного потенциала. Для оптимизации имеющихся ключевых компетенций и развития личностного потенциала, при организации учебно-познавательной деятельности студентов, в педагогическом процессе необходимо активно внедрять и расширять область использования интерактивных методов обучения.