НЕКОТОРЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ И ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С АУТИЗМОМ
Аннотация
В статье представлены данные об актуальности проблемы аутизма, в частности, в силу роста его распространенности во всем мире. Рассмотрены различные точки зрения на определение понятия «аутизм» в историческом аспекте. Даны теоретикометодологические обоснования введения термина «расстройства аутистического спектра», приведены новые диагностические подходы, предлагаемые «Руководством по диагностике и статистике психических расстройств» пятого пересмотра (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fifth Edition, DSM-V). Рассмотрены некоторые аспекты взаимосвязи аутизма и умственной отсталости, обоснована концепция коморбидности и показана необходимость динамического оценивания интеллекта у детей с аутизмом. Обсуждены отдельные дискуссионные вопросы диагностики и дифференциальной диагностики атипичного аутизма. Предложены практические аспекты исследования интеллектуальной недостаточности у больных с аутизмом и практические рекомендации по диагностике коморбидных с аутизмом состояний интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости с учетом составления адекватной траектории обучения детей с данной патологией и оптимизации психолого-педагогического сопровождения пациентов и членов их семей. Приведенная актуальная в России система образования детей с аутизмом, в том числе, в сочетании с интеллектуальными проблемами. Показана необходимость психолого-медико-социальное сопровождения больного вместе с его семьей на основе межведомственного взаимодействия Министерства здравоохранения, Министерства просвещения, Министерства труда и социальной политики ДНР