ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ «СПОСОБНОСТИ» И «ГОТОВНОСТИ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ СПЕЦИАЛИТЕТА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Аннотация
Совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования содержит широкий спектр общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник медицинского ВУЗа. Содержание каждой компетенции предполагает формирование у студентов в процессе их обучения в ВУЗе различных способностей и готовности к эффективному выполнению профессиональных действий. Исходя из этого, основой образовательного процесса должен быть личностно-деятельностный или личностно-развивающий подход к подготовке специалистов. В психологии нет общепринятого определения понятия «способности». Категория «способности» относится к основным категориям психологии. Способности есть проявление личности и деятельности. Развитие способности - это развитие системы, реализующей ту или иную функцию; это процесс системогенеза функциональной системы. Динамику развития способностей определяют нормы и ценности, без которых способности не существуют. В зависимости от направленности или специализации выделяют общие и специальные способности. Под общими способностями понимается такая система индивидуально-волевых свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладевании знаниями и осуществлении различных видов деятельности. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо специальной области деятельности, например литературной, изобразительной, музыкальной, технической и т.п. Выпускник медицинского ВУЗа, освоивший программу специалитета, должен обладать рядом общекультурных и общеобразовательных способностей и специфическими способностями к медицинской, организационно-управленческой и научноисследовательской деятельности. Специальные способности органически связаны с общими, или умственными способностями. Чем выше, развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей. В свою очередь развитие специальных способностей, при известных условиях, положительно влияет на развитие интеллекта. Врачебная деятельность предъявляет определенные требования к общим и к специальным способностям. Поэтому нельзя узкопрофессионально развивать личность и ее способности. Только всестороннее развитие личности может выявить и сформировать общие и специальные способности в их единстве. Таким образом, профессиональные медицинские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Готовность (психологическая готовность) – это психическое состояние, характеризующееся мобилизацией ресурсов человека на эффективное выполнение определенных действий или конкретной деятельности. Различают длительную готовность и временное состояние готовности. В отечественной психологии готовность к деятельности изучается с использованием различных подходов: личностного, диспозиционного, функционального и теории В.Н. Мясищева. Личностной подход к готовности анализируется как проявление индивидуальных качеств личности и их целостности, которые обусловлены эффективным характером деятельности с высокой результативностью. Диспозиционный подход готовность к выполнению какого-либо действия рассматривает в рамках теории установки (аттитюда), учитывая экспериментально доказанное ее влияние на результат деятельности. Смысл функционального подхода выражается в предположении, что готовность рассматривается как определённое психическое состояние индивида во взаимосвязи с психологическими функциями, формирование которых необходимо для достижения высоких результатов деятельности. В.Н. Мясищев, исследуя экзопсихику как отношение индивида к окружающей среде, пришел к выводу, что психологическое отношение человека является целостной системой индивидуальных, осознанных связей личности с многообразными сторонами объективной действительности. Эта система определяет его личностный опыт, действия и переживания. Психологическая готовность, в отличие от установки, связывается лишь с целеустремленной деятельностью, является существенным условием ее реализации, регуляции, стойкости, эффективности. Она помогает человеку правильно использовать знание, формировать личностные качества, осуществлять самоконтроль. Таким образом, представленный в настоящем сообщении содержательный анализ психологических категорий «способности» и «готовность» в контексте реализации программ специалитета в медицинском ВУЗе, создает теоретические и методологические предпосылки для разработки адекватной модели компетентностного (личностно-деятельностного) подхода к образовательному процессу. Эта модель должна включать механизмы формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетентностей и систему государственной аттестации выпускников, основанную на оценивании их готовности к профессиональной деятельности