РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ В СТРУКТУРЕ КОМПЕТЕНТНОГО ПОДХОДА В МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье описывается структура рефлексивно-оценочной компетенции преподавателя вуза. Выделяются следующие структурные блоки рефлексивно-оценочной компетенции преподавателя: когнитивный (процессуально-содержательный); поведенческий (деятельностный) и личностный (ценностно-смысловой) компоненты. Когнитивный компонент характеризуется знаниями преподавателя в области данной компетенции: предметными знаниями, знаниями теории, знаниями, связанными непосредственно с рефлексией. В целом этот компонент можно охарактеризовать как теоретическую базу знаний преподавателя в области рефлексивно-оценочной деятельности. Поведенческий или деятельностный компонент связан со способностью на практике проявлять свои навыки в области рефлексивной деятельности. Личностный или ценностно-смысловой компонент заключается в способности преподавателя осознавать значимость рефлексивной направленности в образовательном процессе, адекватной самооценке, наличии мотивации к профессионально-педагогической деятельности. Личностный компонент можно также условно разделить на компонент, связанный с самоотношением и компонент, связанный непосредственно с рефлексией.
Предлагаемая структура рефлексивно-оценочной компетенции в ее содержательном контексте может быть положена в основу разработки диагностического комплекса, позволяющего анализировать способность к рефлексии и ее эффективность у преподавателей высшей медицинской школы для определения их психолого-педагогической готовности к организации учебно-воспитательного процесса.