СТРУКТУРА КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье представлены основания для формирования культурно-этической компетенции преподавателя медицинского вуза в условиях развития современного общества и становления компетентностного подхода в образовании. Культурно-этическая компетентность преподавателя предполагает наличие и стремление к так называемому «идеальному Я», то есть образу, состоящему из идеальных представлений человека о том, каким бы он хотел быть. Такой образ является моделью, на которую нужно ориентироваться, цель для действий, критерии для устремлений. Культурно-этическая компетенция преподавателя высшей медицинской школы рассматривается в контексте способности и готовности реализовывать общекультурный уровень в ходе научной, педагогической и лечебной деятельности (например, в ходе организации, проведения, анализа и критической оценки научных исследований, в том числе, междисциплинарных); способности и готовности проявлять толерантность при решении научных и научно-образовательных задач, в ходе коммуникации со студентами, больными и коллегами, в ходе профессиональной мобильности; способности и готовности действовать в ситуации неопределенности; способности и готовности следовать этическим нормам в профессиональной (педагогической, научной и лечебной) деятельности; способности и готовности решать задачи личностного и профессионального развития. Культурно-этическая компетентность обусловлена рядом феноменов личностного потенциала, составляющих основу других ключевых компетентностей (информационно-коммуникативной, рефлексивно-деятельностной, ценностно-смысловой, учебно-познавательной), которые в значительной мере влияют на процесс ее формирования и определяются ее содержательными характеристиками. В то же время, структура культурно-этической компетенции преподавателя высшей медицинской школы может быть представлена такими подлежащими исследованию составляющими как эмпатия и толерантность.