ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Культурно-этическая компетентность преподавателя высшей медицинской школы определяется качествами, представляющими собой совокупность накопленного ассоциированным человеком социального опыта во всех сферах его жизнедеятельности. Культурно-этическая компетентность преподавателя высшей медицинской школы представляет собой систему профессионально-этических качеств и профессионально-нравственных ценностей, ставших внутренними убеждениями профессионально сформированной личности. Культурно-этическая компетентность преподавателя в психолого-педагогическом аспекте выполняет аксиологическую, регулятивную, нормативную, воспитательно-трансляционную функции, что определяет ее функциональные компоненты и значимость в реализации образовательно-воспитательных задач. К качествам преподавателя, составляющим его культурно-этическую компетентность, относятся: общительность, доброжелательность, тактичность, толерантность, чувство меры, справедливость, стремление понять другого (эмпатия), самосовершенствование, согласованность поведения преподавателя в профессиональном взаимодействии со стандартами поведения, вытекающими из этического кодекса преподавателя, врача и научного работника, высокая степень творчества в реализации профессионально-этических ценностей. Психологическими предпосылками формирования культурно-этической компетентности преподавателя являются: эмоциональная устойчивость, эмоциональность, ответственность, способности, личностный потенциал. В формировании культурно-этической компетентности преподавателя медицинского вуза на различных этапах жизненного пути личности принимают участие: общество в целом, семья, воспитательные и обучающие системы и учреждения, формальные (ученический класс, студенческая группа, армейский взвод, коллектив отделения, коллектив кафедры) и неформальные (например, компании друзей) коллективы, личностный потенциал. Компетентностная готовность преподавателя к осуществлению образовательного процесса носит динамичный характер. Культурно-этическая компетентность преподавателя медицинского вуза не является однажды заданной, а формируется и совершенствуется в процессе профессионального роста. Главными принципами поддержки развития культурно-этической компетентности преподавателей со стороны медицинского университета являются: ориентация на личностный подход; поддержка молодых преподавателей; сохранение традиций высшей медицинской школы с обеспечением интеграции культурных и академических ценностей от старшего поколения профессорско-преподавательского состава молодым специалистам; адаптация к социально-экономическим переменам. Культурно-этическая компетенция преподавателя ориентируется на непрерывное саморазвитие его личности в плане наиболее полного усвоения культурных ценностей и приобщения к этой сокровищнице через различные виды деятельности. к психолого-педагогическим условиям, обеспечивающим эффективное формирование культурно-этической компетентности преподавателя высшей школы, относятся: овладение профессиональными знаниями, этическим кодексом и гуманистическими ценностями педагогической деятельности; гармоничное сочетание знаний предмета, методики и дидактики преподавания, а также умений и навыков этики и культуры педагогического общения; наличие спектра обучающих практик (тренингов), направленных на развитие навыков и умений профессионального и межличностного взаимодействия; наличие академической мобильности, возможности неформального педагогического общения; создание условий для творческой самореализации и саморазвития преподавателей; приведение университетом всех компонентов процесса формирования профессионально-этической культуры в единую целенаправленную систему. Однако обеспечение готовности преподавателя к реализации идей компетентностного подхода в образовании включает в себя не только организованное на разных уровнях психолого-педагогическое и образовательно-методическое сопровождение, но и стремление к личностному, профессиональному саморазвитию, самообразованию и самосовершенствованию