ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ОСЛОЖНЕННЫЕ СИНДРОМАМИ АЛАЛИИ: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ ПАЦИЕНТОВ И ДИНАМИКА КОГНИТИВНЫХ НАРУШЕНИЙ
Аннотация
Целью проведенного исследования явилось изучение особенностей динамики когнитивных нарушений у дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) резидуально-органического генеза, осложненной синдромами алалии. Материалом исследования стали 28 пациентов в возрасте от 3 до 6 лет включительно с задержками психического развития резидуально-органического генеза с синдромами алалии, за которыми осуществлялось динамическое наблюдение (от 1 до 3 лет). С учетом особенностей клинической картины пациенты были разделены на 2 подгруппы: с моторной алалией (10 человек) и сенсомоторной алалией (18 человек). Группу сравнения составили 30 пациентов с неосложненной формой ЗПР резидуально-органического генеза. Результаты, полученные в ходе динамического наблюдения и катамнестического обследования, позволяют говорить о значительном ухудшении прогноза в отношении компенсации когнитивных нарушений при наличии сопутствующих речевых расстройств. Кроме того, наблюдение показало, что при синдромах алалии речевые нарушения сохраняются даже при достижении ребенком нормативных показателей уровня интеллекта (по методике Векслера), являясь фактором нарушения школьной адаптации и развития невротических реакций.