ТРЕВОЖНО-ФОБИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ, СТРАДАЮЩИХ АУТИЗМОМ
Аннотация
Целью данного исследования было изучение клинико-патопсихологических проявлений тревожно-фобических расстройств у детей, страдающих аутизмом, в условиях хронического психосоциального стресса, разработка системы лечебных и реабилитационных мероприятий при данной патологии. Материалом исследования стали динамически наблюдавшиеся 45 детей, в возрасте от 3 до 6 лет с детским аутизмом (исследуемая группа) и контрольная группа из 15 здоровых детей, постоянно проживающих в г. Горловка (Донецкая Народная Республика), находящемся в зоне непрерывного ведения боевых действий (систематических обстрелов вооруженными силами Украины). Для исследования использовались унифицированная клинико-эпидемиологическая карта изучения психических расстройств у детей, страдающих аутизмом, оценочная шкала раннего детского аутизма, профиль психообразовательный (дополненный), шкала тревожности у дошкольников (Spence S.H., Rapee R., 1999). Установлено, что хронический психосоциальный стресс, связанный с боевыми действиями в Донбассе, у здоровых детей проявляется множественными травматическими страхами. При расстройствах аутистического спектра с преобладанием тяжелого аутизма, умеренных и значительных нарушений поведения, средним возрастом по шкале развития психообразовательного профиля (дополненного) от 1,27 до 2,5 лет характерны парадоксальные реакции на стрессовые ситуации, при наличии страхов обыденных событий, вещей, возникающих без видимой причины, стойко фиксированных и не поддающихся коррекции. Уровень тревожности таких детей достоверно (p<0,05) ниже, чем здоровых обследованных.