РЕАЛИЗАЦИЯ И ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КУЛЬТУРНО-ЭТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
Статья посвящена теоретико-методологическим вопросам реализации и психодиагностической оценки культурно-этической компетенции как компонента готовности преподавателя высшей медицинской школы к организации учебно-воспитательного процесса. Реализация культурно-этической компетенции рассматривается с точки зрения осуществления в процессе профессиональной деятельности гносеологической, гуманистической, коммуникативной, информационной, нормативной, обучающей и воспитывающей функций преподавателя медицинского вуза. Выделяются аксиологический, технологический, творческий и личностный компоненты культурно-этической компетенции преподавателя высшей медицинской школы, определяющие способы ее реализации. Для психодиагностической оценки компонента культурно-этической компетенции, связанного с ориентацией на Другого, предлагается использовать методику диагностики уровня эмпатических способностей (В.В. Бойко). Для оценки компонента, связанного с толерантностью личности, - экспресс-опросник «Индекс толерантности» (Г.У. Солдатова, О.А. Кравцова, О.Е. Хухлаев, Л.А. Шайгерова). В качестве критериев уровневой оценки компонентов культурно-этической компетенции предлагается использовать интерпретационные характеристики количественных показателей (баллов) исследования. Разработанная психологическая характеристика уровней культурно-этической компетентности в содержательном отношении описывает элементы личностных деятельностных и мотивационных аспектов готовности к реализации теоретических и практических знаний, позволяющих определить способность и готовность к повседневной профессиональной деятельности.