ИССЛЕДОВАНИЕ АЛЕКСИТИМИИ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье приведены результаты анализа распространенности алекситимии и особенностей эмоциональной сферы личности у студентов медицинского университета. Согласно полученным данным, среди алекситимичных личностей высокий удельный вес лиц с акцентуациями характера, свидетельствующими о наличии выраженных эмоциональных реакций, эмоционального проживания ситуаций. Наиболее представленными среди данного контингента были: экзальтированный тип, выявленный у 13 человек (24,1±5,8%), гипертимный тип - у 11 (20,4±5,5%) человек и циклотимный тип - у 4 (7,4±3,6%). Эти показатели были выше, чем у лиц с неалекситимичным типом личности, среди которых гипертимный тип был представлен у 47 человек (18,4±2,4%), экзальтированный тип - у 21 студента (8,2±1,7%), эмотивный - у 17 студентов (6,7±1,6%).Аналогичные данные были получены в группе лиц, имеющих алекситимические тенденции: наиболее представлен среди них, был экзальтированный тип - 26 (20,3±3,6%) участников, гипертимный - 10 (7,8±2,4%). Обращал на себя внимание, также факт повышения среди студентов алекситимичного типа личностной тревожности - 19 (35,2±6,5%) обследуемых, причем, преобладающим контингентом были девушки - 17 (31,5±6,3%), и депрессии - 13 (24,1±5,8%) студентов. Данные результаты, с нашей точки зрения, могут быть обусловлены тем, что у более эмоциональных людей, с большей эмоциональной чувствительностью и выраженностью эмоциональных реакций, преобладает компонент «проживания» эмоции, как комплекса психоэмоциональных реакций, что не всегда отслеживается, осознается и рефлексируется. При этом каждая эмоция соответствует сложному комплексу нейрогуморальных, биохимических и нейрофизиологических изменений, приводящих к изменениям на соматическом уровне, что приводит к тому, что на начальном этапе доминанту в этом комплексе берет на себя сома. Этот момент обязательно должен быть учтен при формировании психолого-педагогических мероприятий при работе с обучающимися. Актуальным является формирование активной исследовательской позиции студентов при выполнении психологических методик, стимуляция к развитию саморефлексии и рефлексии, активного подхода в понимании и принятии себя и других. Данные моменты будут способствовать как сохранению здоровья и качества жизни обучающихся, так и позволят им быть более успешными в их профессиональной деятельности.