АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОГИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

  • Инна Александровна Синявская Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» Государственное профессиональное образовательное учреждение «Горловский медицинский колледж»
  • Сергей Владимирович Титиевский Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького»

Аннотация

В настоящее время внимание исследователей стали всё больше привлекать тревожно-фобические состояния в дошкольном возрасте. Целью работы явилось изучение по данным литературы особенностей клиники и терапии тревожно-фобических состояний в дошкольном возрасте, а также факторов, влияющих на их развитие.Интернализующие состояния (тревога и депрессия) в настоящее время признаны наиболее распространенным классом психических расстройств в дошкольном периоде. Однако, оценки распространенности детской тревожности в разных странах и исследованиях несколько различаются из-за множества факторов, включая различия в критериях, инструментах оценивания и выборках, но в большинстве работ показано, что от 10 до 20 процентов дошкольников страдают каким-либо тревожным расстройством.По данным большинства исследований больше всего распространены специфические фобии, за которыми следуют тревога разлуки, генерализованная тревога и социальная фобия. Тревожные расстройства являются одними из самых ранних проявлений расстройств, которые чаще всего начинаются в среднем детском и среднем подростковом возрасте.Основная черта тревожных расстройств - избегание. В большинстве случаев поведение направлено на явное избегание определенных ситуаций, мест, но может также включать неуверенность, отстраненность или ритуальные действия. Психическое напряжение, скованность возникают тогда, когда количество страхов превышает возрастные показатели, и страхи приобретают невротический характер. Тревожные дети ориентированы на собственные переживания, проблемы, у них развиваются настороженность и отгороженность. Тревожные расстройства передаются по наследству. В отношении семейного анамнеза получены противоречивые данные. Полагают, что развитие тревожных расстройств у детей не зависит от размера семьи, семейного положения родителей, однако существует и противоположное мнение. Считается, что воспитание тревожных детей характеризуется чрезмерной опекой, навязчивостью.Одним из наиболее мощных известных факторов риска развития тревожного расстройства на протяжении всей жизни является такая проявляющаяся на ранней стадии развития особенность темперамента, как торможение поведения. Торможение поведения неизменно считается значимым фактором риска развития тревожного расстройства в дошкольном и более позднем возрасте. Несколько исследований продемонстрировали значительную эффективность селективных ингибиторов обратного захвата серотонина в лечении описываемых состояний.Было обнаружено, что у дошкольников с интернализующими (тревога и депрессия) симптомами, особенно у девочек, нарушена реактивность кортизола. Тревожно-фобические расстройства, являясь наиболее широко распространенной психической патологией в дошкольном возрасте, в настоящее время всё больше привлекают внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей, изучающих интернализующую симптоматику. Интерес к данной теме особенно возрос в последние 10 лет. Однако, указанная проблема, будучи весьма значимой, остаётся всё еще малоизученной.

Опубликована
2023-10-19
Как цитировать
СИНЯВСКАЯ, Инна Александровна; ТИТИЕВСКИЙ, Сергей Владимирович. АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТРЕВОГИ И СТРАХОВ У ДЕТЕЙ (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ). Журнал психиатрии и медицинской психологии, [S.l.], n. 4 (52), p. 64-71, окт. 2023. ISSN 2617-0124. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/Psychiatry/article/view/1097>. Дата доступа: 02 янв. 2025
Раздел
ВОПРОСЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ