ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ И КОПИНГ-ПОВЕДЕНИЯ ЛИЦ МОЛОДОГО ВОЗРАСТА В СИТУАЦИИ СТРЕССА, ВЫЗВАННОГО ПАНДЕМИЕЙ SARS-COV-2
Аннотация
Целью исследования было изучение особенностей психологических защит и совладающего поведения лиц молодого возраста, находящихся в условиях воздействия пандемического коронавирусного стресса. Всего было обследовано 209 студентов медицинского вуза в возрасте от 18 до 36 лет. Распределение по группам проводилось по гендерному признаку, а также в зависимости от динамики пандемической ситуации в мире. В ходе исследования использовались опросник «Индекс жизненного стиля» Х. Келлермана-Р. Плутчика в адаптации Л.И. Вассермана и методика «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер) в адаптированном варианте Т.А. Крюковой.На основании полученных данных было выявлено, что лица молодого возраста, находящиеся в условиях пандемического коронавирусного стресса, использовали преимущественно адаптивные копинг-стратегии наряду с адаптивным уровнем действия психологических защит. Однако, информация о нарастании выраженности эмоционально-ориентированного копинга, как и копинг-поведения, направленного на избегание, наряду с уменьшением числа респондентов с высоким уровнем напряженности психологических защит, может быть признаком истощения адаптационного потенциала. Также одним из предикторов формирования психической дезадаптации у обследуемого контингента лиц является наблюдающаяся тенденция к повышению уровня активности стратегий отвлечения и, в частности, социального отвлечения в условиях фрустрации ряда социальных потребностей, связанных с противоэпидемическими мерами. Подобная динамика может свидетельствовать о риске манифестации таких психопатологических нарушений как аффект страха, тревоги, паники, отдельные симптомы депрессии в рамках субклинических проявлений, расстройств невротического регистра или психосоматической патологии. Было сделано заключение о том, что настоящий вопрос требует дальнейшего исследования с целью повышения как общего уровня стрессоустойчивости, предотвращения возникновения психической дезадаптации, так и для коррекции выявленных нарушений у обследуемого контингента лиц путем разработки системы психотерапевтических и психокоррекционных мероприятий.