САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

  • Александра Алексеевна Альмешкина Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького»
  • Владимир Андреевич Абрамов Государственная образовательная организация высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького»

Аннотация

Коронавирус внес глобальные изменения во все сферы человеческой жизни, в том числе и в образовательную. Эффективное внедрение дистанционного формата обучения требует качественной реконструкции подходов преподавания. Но также необходимо учитывать особенности личностного развития студента. Важным звеном в контексте субьективного подхода к изучению личности является закономерность возникновения осознанной регуляции человеком собственной деятельности. Процесс адаптации первокурсников к новой образовательной среде является сложным изначально, а учитывая обстановку с COVID-19, когда необходимо было приспособиться к дистанционному формату обучения - тяжелым вдвойне. Целью данного исследования являлось оценивание уровня саморегуляции учебной деятельности студентов первого курса, в зависимости от их отношения к дистанционному образованию.Материал и методы. В исследовании приняли участие студенты первого курса медицинского университета, в возрасте от 17 до 22 лет (медиана возраста исследуемых составила 17 лет (17-19)) в феврале 2021 года. Выборка составила 69 человек: 44 (63,8%) девушки и 25 (36,2%) юношей. В зависимости от отношения испытуемых к дистанционному образованию были сформированы группы исследования: I группу составили обследуемые с отрицательным отношением - 42 % (29 чел.), II группа включала исследуемых с положительным отношением - 58% (40 чел.). В исследовании использовались социально-психологический (психодиагностический) метод и метод математической обработки результатов. Для определения уровня саморегуляции использовалась методика «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ». Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа «MedStat v.5.2».Результаты и их обсуждение. При определении результатов общего уровня саморегуляции по всей выборке было установлено, что он составляет - 30,9 ± 7,6 (29,1-32,7), что соответствует среднему уровню. При исследовании общего уровня саморегуляции у испытуемых, в зависимости от их отношения к дистанционному образованию, статистически значимых различий выявлено не было: I группа - 32 ± 7,8 (29-34,9), II группа - 30,1 ± 7,5 (27,7-32,5); р=0,326. Были выявлены статистически значимые различия между уровнем программирования в сравниваемых группах: I группа - 6 (6-7), II группа - 5,3 ± 1,4 (4,8-5,7); р=0,010. При исследовании других шкал опросника статистически значимых различий между группами выявлено не было.Выводы. Не все студенты первого курса готовы к дистанционному образованию. На «вчерашних школьников» оказывается двойной удар: во-первых, необходимо адаптироваться к новой образовательной среде, а, во-вторых, к дистанционному обучению. Это значит, что необходимо повышать готовность студентов к дистанционной форме обучения через поиск правильного подхода, повышение общего уровня саморегуляции, самореализации, формирование внутренних личностных качеств, самостоятельности и развитие личности студента, то есть путем содействия в реализации личностного потенциала обучающегося. Педагогу необходимо помогать студенту в освоении дистанционного обучения, а также в формировании и развитии личности обучающегося.

Опубликована
2023-10-18
Как цитировать
АЛЬМЕШКИНА, Александра Алексеевна; АБРАМОВ, Владимир Андреевич. САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИХ ОТНОШЕНИЯ К ДИСТАНЦИОННОМУ ОБРАЗОВАНИЮ. Журнал психиатрии и медицинской психологии, [S.l.], n. 2 (54), p. 70-79, окт. 2023. ISSN 2617-0124. Доступно на: <http://journal.dnmu.ru/index.php/Psychiatry/article/view/1057>. Дата доступа: 22 дек. 2024
Раздел
ВОПРОСЫ ДИАГНОСТИКИ, ЛЕЧЕНИЯ И РЕАБИЛИТАЦИИ В ПСИХИАТРИИ