САМОРЕГУЛЯЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРВОКУРСНИКОВ, ИМЕЮЩИХ АКАДЕМИЧЕСКУЮ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЕЕ ВЗАИМОСВЯЗЬ С УРОВНЕМ АДАПТИРОВАННОСТИ
Аннотация
Чем выше уровень саморегуляции у студентов, тем более они устойчивы к стрессовым факторам, легче решают возникающие проблемы личностного и профессионального самоопределения, лучше мотивированы на успех. Целью данного исследования являлось оценивание уровня саморегуляции учебной деятельности первокурсников, имеющих академическую задолженность, в зависимости от гендерной принадлежности и ее взаимосвязи со степенью адаптированности студентов к учебной деятельности и группе.Материал и методы. В исследовании приняли участие 90 первокурсников, имеющих академическую задолженность, в возрасте от 17 до 22 лет в феврале 2021 года. В зависимости от гендерной принадлежности были сформированы группы исследования: I группу составили девушки - 64,4% (58 чел.), II группа включала юношей - 35,6% (32 чел.). В исследовании использовались социально-психологический (психодиагностический) метод и метод математической обработки результатов. Для определения уровня саморегуляции использовалась методика «Стиль саморегуляции учебной деятельности - ССУДМ». Для оценки степени адаптированности к условиям учебной деятельности и к группе была отобрана методика «Исследование адаптированности студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой. Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа «MedStat v.5.2». 43Результаты и их обсуждение. При определении результатов общего уровня саморегуляции по всей выборке было установлено, что он составляет - 31,9 ± 7,7 (30,3-33,6), что соответствует среднему уровню. При исследовании общего уровня саморегуляции у испытуемых, в зависимости от гендерной принадлежности, статистически значимых различий выявлено не было: I группа - 32 ± 7,8 (29,9-34,1), II группа - 31,8 ± 7,6 (29,1-34,5); р=0,905. Были выявлены статистически значимые различия между уровнем надежности в сравниваемых группах: I группа - 3,8 ± 1,9 (3,3-4,3), II группа - 4,7 ± 1,6 (4,1-5,3); р=0,040. Также были выявлены статистически значимые корреляционные связи между показателями общего уровня саморегуляции и адаптированности студентов в высшем учебном заведении: очень слабая (Tau= 0,289, р=0,02) у юношей между общим уровнем саморегуляции и адаптированности к учебной деятельности; слабая (R= 0,380, р=0,032) у лиц мужского пола между общим уровнем саморегуляции и адаптированности к учебной группе.Выводы. Плохая успеваемость первокурсников не зависит от уровня саморегуляции учебной деятельности и может иметь другие причины, но также нельзя исключать достаточно высокий (выше среднего) уровень социальной желательности при ответах. Общий уровень саморегуляции не зависит от гендерной принадлежности испытуемых, имеющих академическую задолженность, при этом он коррелирует со степенью адаптированности юношей к учебной группе и учебной деятельности. Чем выше у юношей общий уровень саморегуляции, тем лучше они адаптированы к учебной деятельности и к группе. Эти данные могут быть использованы при разработке персонализированных программ для психокоррекционной работы с задолжниками