ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА ПЕРВОКУРСНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ НАЛИЧИЯ У НИХ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Аннотация
Начальный этап обучения в университете - это период первичной адаптации к образовательной среде вуза, который далеко не у всех студентов проходит успешно и сопровождается накоплением академической задолженности. Эффективная и качественная образовательная деятельность должна оказать помощь обучающемуся в удовлетворении потребностей личностного развития. Целью данного исследования являлось оценивание уровня адаптационного личностного ресурса студентов первого курса в зависимости от наличия или отсутствия у них академической задолженности.Материал и методы исследования. В исследовании приняли участие 81 первокурсник медицинского университета, в возрасте от 17 до 20 лет в ноябре - декабре 2021 года. В зависимости от наличия академической задолженности были сформированы группы исследования: I группу составили студенты первого курса, которые имеют академическую задолженность - 60,5% (49 чел.), II группа включала первокурсников без академической задолженности - 39,5% (32 чел.). В исследовании использовались социально - психологический (психодиагностический) метод и метод математической обработки результатов. Математическая обработка результатов проводилась с использованием пакета статистического анализа «MedStat v.5.2».Результаты исследования и их обсуждение. Были выявлены статистически значимые различия между сравниваемыми группами при исследовании большинства феноменов: самоконтроль (I группа - 38,65 ± 8,59 (36,19-41,12), II группа - 45,31 ± 9,55 (41,87-48,76) (р=0,002)); общий уровень саморегуляции (I группа - 30,47 ± 11,63 (27,13-33,81), II группа - 40,44 ± 8,27 (37,46-43,42) (р<0,001)); планирование (I группа - 5 (3-7), II группа - 8 (6-8) (р<0,001)); моделирование (I группа - 4,1 ± 2,62 (3,35-4,85), II группа - 6,72 ± 1,8 (6,07-7,37) (р<0,001)); оценивание результатов (I группа - 4,2 ± 2,4 (3,52-4,89), II группа - 6,56 ± 1,72 (5,94-7,18) (р<0,001)); гибкость (I группа - 4,96 ± 2,33 (4,29-5,63), II группа -7 (4,5-8) (р=0,011)); самостоятельность (I группа - 4 (3-6), II группа - 5,88 ± 1,79 (5,23-6,52) (р=0,012)); ответственность (I группа - 4,67 ± 2,61 (3,92-5,42), II группа - 6,59 ± 1,98 (5,88-7,31) (р<0,001)); самоэффективность в сфере предметной деятельности (I группа - 19,88 ± 30,89 (11,01-28,75), II группа - 42,72 ± 23,93 (34,09-51,35) (р<0,001)); общий индекс конструктивности стратегий преодолевающего поведения (I группа - 1,14 (1,04-1,34), II группа - 1,41 ± 0,34 (1,29-1,53) (р=0,004)); социальная фрустрированность ( I группа - 1,26 ± 0,66 (1,07-1,45), II группа - 0,69 (0,44-1) (р<0,001)); адаптационный ресурс личности (I группа - 17,55 ± 3,06 (16,67-18,43), II группа - 20 (18-22) (р=0,002)).Выводы. Крайне важно повышать адаптационный личностный ресурс первокурсников в течение профессионального обучения, формируя у них внутренние личностные качества и оказывая им содействие в реализации личностного потенциала. Полученные нами данные могут быть использованы при разработке персонализированных программ для психокоррекционной работы со студентами первого курса, имеющими академическую задолженность.