TY - JOUR AU - Сероштан, Е. Ю. AU - Безкаравайный, Б. А. PY - 2020 TI - ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОСАНКИ JF - Университетская клиника; № 1(34) (2020): УНИВЕРСИТЕТСКАЯ КЛИНИКА DO - 10.26435/uc.v0i1(34).416 KW - N2 - Цель работы. Дать комплексную оценку морфофункционального развития детей младшего школьного возраста с нарушением осанки. Материалы и методы. Обследовано 87 первоклассников. Биологический возраст оценивали методом темпового соматотипа. Оценку физического развития осуществляли по центильным шкалам длины тела и индекса Кетле-2. Гармоничность морфофункционального состояния оценивали по совокупности следующих параметров: пропорциональности развития по индексу Кетле-2, функциональному состоянию, гемодинамическим показателям. Результаты работы. При определении биологического возраста учащихся было выявлено 44 (50,6 %) школьника с мезосоматическим типом темпа роста. Ускоренный темп развития был отмечен у 34 (39,1 %). Микросоматический соматотип констатирован у 9 (10,4 %) учащихся. Анализ индекса Кетле-2 показал, что 36 (41,4 %) детей имели достаточное питание, 28 (32,2%) – пограничное, 23 (26,4 %) первоклассника – нарушение питания. Силовые показатели кистей рук у 21 (24,1 %) школьника соответствовали возрастной норме, у 66 (75,9 %) показатели были низкие. Установлено, что у 66 (75,9 %) детей фактическая величина жизненной емкости легких была ниже долженствующей нормы. По средним показателям частоты сердечных сокращений, артериального давления функциональная активность системы кровообращения у учащихся соответствовала верхней границе возрастной нормы. Выводы. Биологическому возрасту не соответствовало 49,4 % первоклассников с нарушением осанки. Центильная оценка длины тела и индекса Кетле-2 позволила установить, что 50,6 % первоклассников имеют нормальное физическое развитие. Отклонение в физическом развитии имели 49,4 % обследованных школьников. Сопоставление параметров пропорционального развития по индексу массы тела, функционального состояния и гемодинамических показателей выявило, что 22,4 % детей характеризовались гармоничным морфофункциональным состоянием организма. Достаточное питание отмечено у 41,4 % учащихся первых классов. По индивидуальным индексам силы кисти у 88,5 % первоклассников, а также жизненного индекса у 21,9 % детей уровень физического здоровья был расценен как низкий и ниже среднего. Уровень частоты сердечных сокращений, артериального давления в условиях относительного физического покоя у первоклассников с нарушением осанки соответствовал возрастной норме. У 51,7 % детей уровень адаптационного потенциала сердечно-сосудистой системы был ниже среднего. UR - http://journal.dnmu.ru/index.php/UC/article/view/416